В CZShop.ru нам часто приходится отвечать на вопросы покупателей по установке различных запчастей на CZ. На пальцах не объяснишь, да и в YouTube не так просто найти что-то внятное.
Я знаю многих спортсменов, которые досконально знают свое оружие, до пружинки. И примерно в несколько раз больше людей, кто вообще внутрь не заглядывает. Я и сам до этой весны максимум что умел делать — снимать затвор, чтобы почиститься от нагара после тренировки. Это неполная разборка, она же field stripe по-английски. Мне вполне этого хватало, и полной разборкой я не заморачивался. Было незачем. Но, больше под нажимом старших товарищей, нежели чем из любопытства, я потихоньку начал разбираться. Поначалу, мне совсем это не нравилось. Было сложно запомнить какая деталь, куда и в каком порядке. Но, позже, когда я понял преимущества поездок на заграничные матчи с потрохами от своего пистолета, я стал делать полную, или почти полную разборку все чаще, быстрее и увереннее.
И вот, пришел момент, когда я освоил этот процесс и могу поделиться им с теми, у кого под рукой нет "опытного оружейника" и кому приходится самому во всем разбираться. Я снял все этапы на фото, поскольку, качественное видео снять сложнее, а пользоваться им лично мне неудобнее. Если мне нужна конкретная тема, фотоленту я всегда могу быстро прокрутить к нужному кадру.
Итак, поехали. Полная (ну, почти) разборка спортивного пистолета CZ 75 SP-01 Shadow. Естественно, вы должны проверить что в пистолете нет магазина, патронник пуст, патронов нет поблизости, все необходимые инструменты под рукой, кот сидит в другой комнате, и так далее.
Исходное положение. Из инструментов я использую выколотку 2мм, тонкую часовую отвертку, крестовидную отвертку для снятия накладок и обычную плоскую отвертку для винта пружины сброса магазина. В принципе, в полевых условиях можно обойтись только одной отверткой, которой снимаются накладки.
Откручиваем винт и снимаем накладку.
Пистолет со снятой накладкой.
Повторяем операцию для второй стороны. Пистолет с обеими снятыми накладками.
Немного отводим затвор назад, и, удерживая его в этом положении давим выступающей справа (если смотреть на пистолет так, как стрелок на него смотрит во время стрельбы) частью затворной задержки на стол или любую твердую поверхность. Затворная задержка (ЗЗ) немного выйдет с левой стороны и её можно будет подцепить пальцами и вынуть.
Field stripe: снятый затвор, ствол, возвратная пружина с осью, ЗЗ. В этом положении пистолет пригоден для быстрой чистки.
Выколоткой, или чем будет под рукой, выдавливаем штифт пластины защиты боевой пружины и снимаем её.
Защита снята.
Теперь нужно вынуть штифт упора боевой пружины. Это нижний штифт, он потолще и находится под давлением пружины. Чтобы упор после освобождения не вылетел вам в глаз, во-первых, оденьте защитные очки, а во-вторых, либо прижмите его пальцем как я на фото, либо вы можете упереться срезом рукоятки в стену, направив упор от себя или вниз в стол. Но в стол давить придется руками сверху, что не всегда удобно и требует большей силы.
После того как вы вынете штифт, упор и пружина выйдут вниз, и можно будет их вынуть без труда. Если вы меняете боевую пружину, на этом можно остановиться и, заменив её, собирать пистолет обратно.
Боевая пружина и упор сняты.
Тонкость: когда меня учили разбирать пистолет, начинали сразу с верхней части — с предохранителей и корзины шептала. С опытом, я пришел к выводу, что лучше не лениться и всегда сначала снимать боевую пружину. Иначе, если вы снимете корзину, вам придется обратно вставлять её преодолевая сопротивление боевой пружины. А там мелкие операции, нужно "три руки", будет неудобно.
Итак, вид сверху такой:
Убираем пружину шептала чуть вверх и вправо, выводя её из паза на оси рычага предохранителя. Пока пружина в этом пазе — предохранители не выйдут. Если нет тонкой часовой отвертки (или инструмента для чистки, или ножа), то для этой операции сойдет и защита боевой пружины, которую мы сняли ранее. Она толстовата, но ей можно управиться, если больше под рукой ничего нет. Только не нужно лишней силы — пружину при известной дури можно и сломать.
Теперь, можно просто отодвинуть левый рычаг предохранителя влево от корпуса. Зацепите тонкой отверткой, потом пальцами. Трогать сухарики, как делают некоторые стрелки, для этой операции не нужно — эту "тайну" мне открыл Ваня Кузнецов. Равно как и про фишку с упором боевой пружины тоже он мне показал, а то раньше все в глаз норовило прилететь.
Левый рычаг выходит…
Полностью снятые левый и правый рычаги предохранителя. Если вы меняете их, то с этой точки можно собирать пистолет назад.
Корзина шептала в сборе — долой. Она держалась на оси левого рычага. Нет рычага — она свободно лежит сверху.
Вынимаем стопор левого предохранителя с пружиной (сухарь, сухарик). Просто надавим выколоткой или отверткой, или пальцем, или постучим рамкой повернув её боком об стол — смотря какие обстоятельства. Главное — не потерять эту мелкую деталь!
Стопор вынут. Запомните его положение.
Вынимаем правый стопор. Он просто сидит в пазу, никаких пружин там нет. Также выдавливаем его внутрь отверткой, после чего вытряхиваем его из недр, куда он обязательно завалится.
Теперь вынимаем "pin #9", который стопорит ось курка. Просто вверх его выдавливаем и вытряхиваем из недр аналогично правому стопору. Вынуть пин без вынимания левого стопора с пружиной не удастся. Я понимаю, что ставить стопора обратно неудобно и долго, особенно без пинцета и большими пальцами. Все равно — не ленитесь. Также, запомните куда он вставлялся, там одно такое отверстие, но все равно обратите на него внимание, чтобы не искать потом.
Выдавливаем ось курка с обратной стороны. Все эти пины и оси выпадать должны довольно легко, то есть никакой молоток тут не нужен. Ну, если только у вас там нет залежей грязи.
Вынимаем сборку "дисконнектор-курок-толкатель". Если хотите заменить курок — меняйте и собирайте все назад. Только запомните, что толкатель ставится "серпом вперед".
Касательно замены курка. Курок крепится к дисконнектору (крючок такой, который за тягу спуска цепляется) и к толкателю (на котором была боевая пружина) двумя пинами №9. Из-за того, что деталь №9 используется сразу в трех местах — один пин мы извлекли, когда вынимали ось курка и два — тут — она еще называется three-pin ("штифт тройного назначения"). Так вот, отверстия в курке всегда существенно меньше чем эти пины. Из-за фаски, пин наживить довольно просто, но дальше он не идет. Поэтому, далее обычно хреначат молотком, забивая их в отверстия силой. Естественно, имеем расклепанный конец, по которому били, который стачивают надфилем, цепляя поверхность курка. Это неправильный метод. Правильный — сделать так, чтобы пин не нужно было забивать силой. Берете плоский напильник и, зажав пин между подушечками большого и указательного пальцев, начинаете катать его по напильнику. Сначала с него сойдет черный слой. Покатайте после этого его еще примерно в два раза дольше. Старайтесь, чтобы у вас под пальцами пин все же вращался, т.к. в вашу задачу не входит стесывание граней на цилиндре. Сняв таким образом немного, пин будет входить проще и без надрыва. Ваша задача легонько потюкав молоточком поставить пины на место, так, чтобы они не торчали ни с одного конца. Избегайте трогать надфилем грани курка, т.к. от того, насколько корректна его геометрия, будет зависеть работа пистолета.
Даже если вы пин чуть-чуть переточите, страшного ничего не будет. Выпасть ему будет некуда, а люфт там и так будет за счет существенно больших отверстий в дисконнекторе и толкателе. Но, естественно, лучше недоточить, чем переточить. Это универсальное правило — переточил — купил новую деталь, да.
Вообще, запомните, если что-то идет с большим трудом — значит вы что-то делаете не так. Особенно это касается штифта мушки, который не идет если вы недоточили паз на мушке или недовставили её, штифта экстрактора, и других штифтов, которыми нужно попадать в отверстия деталей вслепую.
Возвращаемся к разборке. Снимаем спусковой крючок. Находим ось. Если она фабричная — все равно с какого конца её выбивать. Если "улучшенная", с расширяющимся концом — сами догадаетесь. Берем выколотку и выбиваем. Теоретически, должно идти без особого труда, но тут бывает по-разному.
Пружина спускового крючка вылетает из узла первой. Если вы хотите поменять эту пружину, а это один из самых слабых узлов в CZ 75, то остановиться тут — не судьба. Придется разбирать дальше.
Вынимайте спусковой крючок с тягой спуска.
Вот что у нас получается на текущий момент:
Разбирать следующий узел приходится редко. Винт кнопки сброса магазина держит сразу две пружины. Саму пружину кнопки сброса ("рогатая" такая вниз идет) и пружину тяги спуска, которая тягу подпружинивает снизу. Именно пружина тяги спуска иногда ломается. Винт выкручиваем, пружины вынимаем, кнопка сброса магазина выпадет сама.
Текущие детали должны выглядеть так:
Осталась самая малость, о ней вообще мало кто обычно говорит. Выбиваем вот этот незаметный пин.
И вынимаем пружину затворной задержки. Именно благодаря ей ЗЗ держится на своем месте. Разбирать этот узел скорее всего вообще никогда не придется, но пружина есть пружина, рано или поздно её может быть понадобится поменять.
Все. Рамка пуста, в ней нет ни одной детали. Можем мыть, чистить, полировать, красить и так далее.
Корзина шептала. Если нужно заменить шептало, ось, или пружину — разбираем.